Великий мастер языка и стиля

Государственное учреждение образования
"Обчинская базовая школа Любанского района"

РУС БЕЛ EN
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Март, 2024>>
пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Горячие новости

21.03.2024
Мероприятия ГУО "Обчинская базовая школа Любанского района" в рамках Недели финансовой грамотности

подробнее...

15.03.2024
Единый урок посвященный Дню Конституции Республики Беларусь "Основной закон страны"

подробнее...

13.03.2024
Школьный этап конкурсных работ исследовательского характера

подробнее...

31.01.2024
Экскурсия в Любанский районный отдел по чрезвычайным ситуациям

подробнее...

26.01.2024
Посещение выставки "История России в платке"

подробнее...

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Литературная гостиная

«Великий мастер языка и стиля»

 Кисель И.И., учитель русского языка и литературы

  

Цели мероприятия:

 

познакомить учащихся с творчеством великого русского писателя    И.С.Тургенева;

способствовать пропаганде его литературного наследия;

вызвать у учащихся интерес к чтению и изучению произведений писателя;

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эстетические чувства.

 

Оборудование: фотографии писателя, компьютерная презентация.

  

 

                                                         Ход мероприятия.

 

Слово учителя. Сегодня я приглашаю вас к разговору о великом русском писателе И.С.Тургеневе, 200-летие которого отмечала вся литературная общественность в октябре этого года. Его имя известно широкому кругу читателей и вам, школьникам, в основном «Записками охотника» и романами. Сегодня же мы поговорим о менее известных страницах жизни и творчества И.С.Тургенева. Вы услышите его стихи, более подробно узнаете о стихо­творениях в прозе, самом заветном и сокровенном, что напи­сал писатель. Узнаете о романтической любви к Полине Виардо.

Итак, я приглашаю вас к разговору о великом писателе.

Ученица. Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах.

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, в сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык,

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым. (Н.Рыленков)

 

1-й ведущий. В памятной книжке Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя, ее рукой записано: “1818 года 28 октября в понедельник родился сын Иван... в Орле, в сво­ем доме в 12 часов утра”. (Слайд № 1)

В теперешнем орловском Парке культуры и отдыха есть Тургеневский бережок. Это высокий берег Оки. Сюда, уже в первую весну его жизни, Варвара Петровна отправляла сына гулять — в зыбке на колесиках — под присмотром няньки и гувернантки-француженки. “Отсюда, — писал Н.С.Лесков, — знаменитое дитя впервые окидывало своими глазами землю и небо, и, может быть, здесь же было бы хорошо поместить па­мятный знак с обозначением, что в Орле увидел свет Турге­нев, пробуждавший в своих соотечественниках чувства челове­колюбия и прославивший свою родину доброю славою во всем образованном мире”.

2- ведущий. Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.

Ученик. (Демонстрируется слайд № 2)Мать — Варвара Петровна Лутовинова — жен­щина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широ­ким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Она была жестокой помещицей, так же сурово впослед­ствии обращалась со своими сыновьями. Однажды будущий писатель собрал свои пожитки и хотел бежать из дому, но был замечен, и побег не состоялся.

Писатель изобразил мать в рассказе “Муму”, повести “Пер­вая любовь”, романе “Дворянское гнездо”.

Ученик. (Слайд № 3) Отец, Сергей Николаевич Тургенев, был офи­цером. Он происходил из старинного дворянского рода, кото­рый к тому времени оскудел. Он был красив, изящен, умен. Их брак был просто коммерческой сделкой. В домашних делах отец не принимал никакого участия и не имел никакой вла­сти, да он в ней и не нуждался. Он избрал тактику уклончи­вого смирения, чтобы его оставили в покое и не мешали де­лать то, что ему хочется. С отцом у Ивана Сергеевича отно­шения были сложные. Вот как он сам рассказывает об этом в повести “Первая любовь”: “Странное влияние имел на меня отец — и странные были наши отношения. Он почти не за­нимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу — он был даже вежлив со мной... только он не допускал меня до себя. И, о боже, как бы я страстно к нему привязался, если бы я постоянно не чувство­вал его отклоняющей руки!”

1-                й ведущий. (Слайд № 4). Когда Тургенев подрос, его ужаснули кар­тины насилия и произвола, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик видел жестокость своей матери. Гнев ее был страшен. И видя ее жестокость, он давал себе клятву ни­когда не поднимать руки на человека. “Ненависть к крепост­ному праву уже тогда жила во мне”, — писал позднее Турге­нев.

2-                й ведущий. (Слайд № 5-6). В доме Тургеневых была довольно боль­шая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских просве­тителей Вольтера, Руссо, Монтескье; русских литераторов Ло­моносова, Сумарокова, Жуковского. Также книги по истории, ботанике, естествознанию. Библиотека была для Тургенева лю­бимым местом в доме. В немалой степени интерес к литерату­ре поддерживала мать, которая хорошо знала французскую и русскую поэзию конца XVIII—начала XIX века.

1-й ведущий.(Слайд № 7) Справедливости ради следует сказать, что родители заботились о воспитании и образовании сыновей. Се­мья переезжает в Москву, чтобы сыновья могли учиться. Ро­дители были довольны успехами детей. Отец хотел, чтобы дети хорошо знали русский язык. В одном из писем Сергей Нико­лаевич, лечившийся в то время за границей, замечал: “Вы все мне пишете по-французски, по-немецки, а за что пренебре­гаете наш природный — если вы в оном очень слабы, — это меня удивляет. Пора! Пора! Уметь хорошо не только на сло­вах, но и на письме объясняться по-русски — это необходи­мо”.

2-    й ведущий. Тургенев поступает в Московский универ­ситет на словесное отделение. И.А.Гончаров, поступивший в университет на два года ранее Тургенева, писал: “Мы, юно­ши, полвека тому назад смотрели на университет как на свя­тилище и вступали в его стены со страхом и трепетом... Об­разование, вынесенное из университета, ценилось выше вся­кого другого. Москва гордилась своим университетом, любила студентов как будущих самых полезных деятелей общества. Сту­денты гордились своим званием и дорожили занятиями, видя общую к себе симпатию и уважение”.

1-й ведущий.(Слайд №8). Успешное окончание Московского универ­ситета, затем Берлинский университет. Поездка в Берлин была вызвана не только желанием продолжить образование, но и неудовлетворенностью всем укладом жизни самодержавно-кре­постнической России. Впоследствии он писал: “Я не мог ды­шать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возне­навидел... В моих глазах враг этот носил известное имя: враг этот был крепостное право”. Время, проведенное в Берлин­ском университете, сыграло в формировании мировоззрения Тургенева очень важную роль. Вернувшись в Россию, он стал самым серьезным образом готовить себя к научной деятельно­сти. Он мечтал стать профессором философии.

2-    й ведущий. Но пришел к выводу, что наука — не его призвание. В 11-й книжке “Отечественных записок” появи­лось его стихотворение “Баллада”. Это стихотворение — под­ражание народным песням. Композитор А.Г.Рубинштейн поло­жил это стихотворение на музыку. Оно — одно из самых удач­ных у Тургенева. Так началась литературная деятельность.

(Чтение стихотворения “Баллада”.)

1-й ведущий. (Слайд № 9).А затем увлечение Татьяной Бакуниной, и как следствие — ряд стихотворений, навеянных чувством к Бакуниной: он тянулся к ней, ему казалось, что любит ее, но что-то заставляло его расстаться с ней. В этом цикле стихи “Заметила ли ты, о друг мой молчаливый...”, “Осень”, “Дол­гие, белые тучи плывут...”, “Осенний ветер”, “Небо ясно”;, “Дай мне руку — и пойдем мы в поле...”

 

1-ый ученик. Как грустный взгляд, люблю я осень.

     В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

На небо белое гляжу

     Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

     Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся… холодный,

     Спокойный блеск разлит по ней…

     И грусти тихой и свободной

     Я предаюсь душою всей…

     Чего не вспомню я? Какие

     Меня мечты не посетят?

     А сосны гнутся, как живые,

    И так задумчиво шумят…

     И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

     И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

 

 

2-ой ученик. Осенний вечер

Осенний вечер... Небо ясно,

А роща вся обнажена —

Ищу глазами я напрасно:

Нигде забытого листа

Нет — по песку аллей широких

Все улеглись — и тихо спят,

Как в сердце грустном дней далеких

Безмолвно спит печальный ряд.

 

1-    й ведущий. 20 марта 1842 г. Тургенев пишет Бакуни­ной: “Чувствую, что я навсегда расстаюсь с вами... Я никогда ни одной женщины не любил более вас — хотя не люблю и вас полной и прочной любовью”. На этом письме Бакунина приписала: “Что это за человек, который не осмеливается быть правдивым”.

(Чтение стихотворения “Когда с тобой расстался я...”)

 

 

Когда с тобой расстался я -

   Я не хочу таить,

Что я тогда любил тебя,

   Как только мог любить.

 

Но нашей встрече я не рад.

   Упорно я молчу -

И твой глубокий, грустный взгляд

   Понять я не хочу.

 

И все толкуешь ты со мной

   О милой стороне.

Но то блаженство, боже мой,

   Теперь так чуждо мне!

 

Поверь: с тех пор я много жил,

   И много перенес...

И много радостей забыл,

   И много глупых слез.

 

2-й ведущий. Тургенев еще навещал Бакуниных в их имении, но любовь уже закончилась. В это время он начал пи­сать всерьез, почувствовал в себе призвание поэта. Он пишет своему другу: “Я много приготовил. Вы, может быть, обо мне скоро услышите”.

 

1-                 й ведущий. В это время он написал стихотворение “В дороге”. А родилось оно так. Поссорившись с матерью, с груст­ными думами покидал Спасское. Дорога была прикрыта пер­вой снежной порошей, в этот год стояла засуха, скудные нивы с редкой стерней, сиротливо желтевшей на первом сне­гу, тянулись вплоть до самого небосклона. Сами собой скла­дывались элегические стихи:

Утро туманное, утро седое, нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые...

“В дороге” — одно из самых задушевных стихотворений в русской лирике. Уже в то время оно стало широко известно как песня и как романс.

(Прослушивание романса “Утро туманное”.) (Слайд № 9).

Учитель. В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея ( Полина впоследствии ). Долгое время девочка жила в Спасском. В 1850 Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала её вместе со своими детьми. Дочь Тургенева получила приличное дворянское воспитание – словом, точь-в-точь история Аси.

1-й ведущий. Одновременно в тургеневской поэзии на­мечается новый путь, ведущий к “Запискам охотника”. Это поэтический цикл “Деревня” — первый подход к народной теме. Цикл задуман как единое художественное произведение из девяти стихотворений. В нем соблюдается типичное годовое кольцо: весна, лето, осень, зима. Тургенев с головой окунул­ся в море русской жизни.

2-ой ведущий. А сейчас мы узнаем о самой романтич­ной странице жизни Тургенева, его любви к П.Виардо .(Слайд № 10)

(Два ученика в роли Тургенева и Виардо.)

1-ый ведущий. 1843 год — знаменательный в жизни Тургене­ва, произошло его знакомство с Виардо. Тургенев в это вре­мя еще не был литературной известностью, но в петербург­ском обществе он уже пользовался популярностью как образо­ванный, умный, блестящий человек утонченного воспитания.

2-ой ведущий. Виардо происходила из испанской семьи знаме­нитых певцов. Ко времени знакомства с Тургеневым Виардо пользовалась огромной популярностью в Европе. Ее голосом восхищались крупнейшие музыканты, поэты посвящали ей стихи, писатели и критики — восторженные статьи: “Виар­до — артистка гениальная — голос ее был чистейший мец­цо-сопрано, самого нежного тембра”. Она была не только пе­вицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Она была замужем за Луи Виардо, французским переводчиком, критиком, писате­лем.

1-ый вед. Тургенев увидел Виардо в роли Розины в “Се­вильском цирюльнике”. Он был восхищен. Вскоре состоялось первое свидание. Она стала владычицей его сердца и во мно­гих отношениях вдохновительницей творчества. Завязалась пе­реписка.

Тургенев — Полина Виардо (инсценировка)

Тургенев(1 ноября 1850 г.).

“Привет вам, самая дорогая, любимейшая, привет после семилетней дружбы в этот священный для меня день! Дал бы Бог, чтобы мы могли провести вместе следующую годовщину этого дня и чтобы через 7 лет наша дружба осталась прежней. Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые семь лет тому назад имел счастье говорить с вами. Во всей моей жиз­ни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые отно­сятся к вам. Видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск вашей жизни смешивался с моей! Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья”.

Виардо (17 ноября 1850 г.).

“Дорогой друг! Что за прелесть длинные письма! С каким удовольствием приступаешь к их чтению. Самое милое в ва­ших письмах — это подробности, которые вы нам сообщаете о себе. Какое прекрасное и благородное у вас сердце!

На вашу горячую привязанность я могу ответить своей пре­данной дружбой”.

Тургенев(5 декабря 1850 г.).

“Здравствуйте, дорогой, добрый друг! Дайте мне ваши до­рогие руки, чтобы я их расцеловал. Это будет большое благо мне и приведет меня в радостное состояние. Ну, вот так! Прежде всего я должен сказать вам, что вы ангел доброты и что письма ваши сделали меня самым счастливым из людей. Я очень нуждаюсь в расположении в настоящую минуту — я так одинок здесь”.

Виардо (20 декабря 1850 г.).

“Милостивый государь! Мы так огорчены, что вам одино­ко. Хотим помочь вам и скрасить ваше одиночество. Приезжай­те, дорогой друг, к нам в Куртавнель. Будем петь вместе, бу­дем ездить верхом. Муж купил мне новую лошадь, и я вспом­нила о наших с вами прогулках в прошлый ваш приезд. При­езжайте!

Будьте счастливы и покойны!”

Тургенев (26 декабря 1850 г.).

“Только что похоронил матушку. Да хранит вас Бог от та­кой смерти! Накануне смерти, когда уже начиналось хрипе­ние и агония, по ее распоряжению оркестр играл польки. Мать моя в последние минуты не думала ни о чем, как (стыдно сказать) о разорении нас — меня и брата. В послед­нем письме, написанном ею своему управляющему, она да­вала ему ясный и точный приказ продать все за бесценок, поджечь все, если было нужно... Все равно, все надо забыть, и я сделаю это от души теперь, когда вы, мой исповедник, знаете все. Избавляю вас от множества других подробностей: зачем? Пусть Бог пошлет ей мир”.

Виардо (31 декабря 1850 г.).

“Дорогой друг! Мы опечалены кончиной вашей матушки. Да пошлет Бог ее душе успокоение! Будьте мужественны! И знайте, что мы разделяем ваше горе, мы с вами! Молимся о вас! П.Виардо”.

Тургенев(20 декабря 1851 г.).

“С прошлого вторника у меня было много разных впечат­лений. Самое сильное из них было вызвано чтением дневника моей матери... Какая женщина, друг мой, какая женщина. Всю ночь я не мог сомкнуть глаз. Да простит ей Бог все! Я потря­сен! Да, да, мы должны быть добры, хотя бы для того, что­бы не умереть так, как она... Когда-нибудь я покажу вам этот дневник... Дорогой, добрый друг! Одна мысль о вас в эту ми­нуту действует на меня, как мягкое сияние чистых лучей”.

Тургенев (21 февраля 1852 г.).

“Нас поразило великое несчастье: Гоголь умер в Моск­ве, — умер, предав все сожжению, — все — второй том “Мертвых душ”, массу оконченных и начатых вещей, — од­ним словом, все. Нет русского, сердце которого не облива­лось бы кровью в настоящую минуту. Для нас это был более, чем только писатель: он раскрыл нам нас самих. Он во мно­гих отношениях был для нас продолжателем Петра Великого. Надо быть русским, чтобы это почувствовать. Самые прони­цательные умы из иностранцев видели в Гоголе только юмо­риста на английский лад. Его историческое значение совершен­но ускользает от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились”.

Виардо (13 марта 1852 г.).

“Ваши письма, дорогой друг, меня не только радуют, они меня оживляют. Ог них веет русской осенью, русскими людь­ми. Я представляю русскую землю, леса, поля. Слышу, как тя­нет запахом хлеба, дымом спаленной нивы. Благодаря вам, я себя ощущаю хоть немножечко русской!

Да благословит вас Бог!”

Тургенев (12 ноября 1852 г.).

“Я никогда не был так занят, как теперь. Никогда до сих пор я не знал, что такое срочная, спешная работа. А между тем она должна быть исполнена: на меня рассчитывают... По­следние два отрывка из “Записок охотника”, появившиеся в “Современнике”, имели большой успех. Говорю вам, зная, что это интересует вас. Я не оставляю мысли собрать все эти рас­сказы и издать их в Москве.

Дорогой, добрый друг, умоляю вас писать мне часто; ваши письма всегда делали меня счастливым, а теперь мне особен­но они необходимы”.

Виардо (28 ноября 1852 г.).

“Милостивый государь! Я рада, что ваши очерки, появив­шиеся в “Современнике”, имели большой успех. Верю в ваш талант. Вы прекрасный и благородный человек. Вы талантли­вый писатель! Сердце мое преисполнено трепета и гордости, что я вам необходима. Молюсь за вас! Будьте покойны!”

Учитель.Отношения Тургенева и Полины Виардо причисляют к самым драматичным и долгим историям любви. Это было время для Ивана Сергеевича и сладостное, и нелепое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил, он ею заболел на долгие сорок лет. Часто многие спрашивали: почему Турге­нев так беззаветно привязался к П.Виардо. Исследователи его творчества считают, что, во-первых, Тургенев был однолюбом, во-вторых, он был как бы загипнотизирован, т.е. его воля была покорена высшей воле, одолеть которую он был не в состоянии. Проводя счастливо время у себя в деревне, он го­ворит: “А что, если мадам Виардо напишет мне “приез­жай” — я должен буду уехать... я не могу не ехать!” В-треть- их, Иван Сергеевич никогда не был бы счастлив, если бы же­нился. Женщина, которая не сумела бы скрыть от него обы­денной стороны своего существования, сразу могла бы охла­дить его. И, в-четвертых, Иван Сергеевич был до мозга кос­тей своих художник. Эстетическое чувство было развито в нем настолько же, насколько развивается слух у великих музыкан­тов. П.Виардо была, несомненно, такая же художница. По свойству своего ума и таланта он не мог не благоговеть перед такой женщиной — таких тоже немного. В общем, так побе­дительно влияло величие ума и таланта: оно создало нераз­рывные узы духовного единства.

2-й ведущий.(Слайд № 12) 10 декабря 1852 г. Тургенев писал Поли­не Виардо: “Сегодня получил весть о том, что мои “Записки охотника” наконец-то появились в Москве. Они были готовы еще в апреле, и если я ждал до сих пор, и если я это сде­лал, то лишь потому, что я нисколько не хотел пренебречь чем бы то ни было. Я думаю даже, что все те, кто будут их читать, отдадут справедливость моим патриотическим чувствам. Мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы...”

Художественное чтение отрывка из рассказа “Бежин луг” (слайд № 13)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

1-й ведущий. Тургенев мечтает написать произведение, в котором хочет воссоздать широкую и целостную картину русской действительности. “Надобно пойти другой дорогой... Довольно я старался извлекать из людских характеров развод­ные эссенции... чтобы влить их потом в маленькие скляноч­ки — нюхайте, мол, почтенные читатели, — откупорьте и нюхайте — не правда ли, пахнет русским типом? Довольно!

Но вот вопрос, способен ли я к чему-нибудь большому, спо­койному! Дадутся ли мне простые, ясные линии!!!”

2-й ведущий. (Слайд № 14). Ранней весной 1855 г. Тургенев выехал в Спасское, намереваясь там провести все лето. После сутолоки столичной жизни его всегда тянуло в деревню. Здесь ему лег­че думалось и работалось. На этот раз он целиком посвятил себя работе над романом “Рудин”, который писал, по его собственному признанию, очень деятельно, с любовью и об­думанностью. В романе “Рудин” Тургенев подвел итог своим многолетним наблюдениям над характером лишнего человека и в образе главного героя нарисовал выразительный портрет человека, характерного для эпохи 40-х годов.

1-й ведущий. Живя за границей, Тургенев больно и му­чительно переживал разлуку с родиной. Все, что он видел за рубежом, раздражало и вызывало резкое недовольство. “Какая- то безжизненная суетность... отсутствие всякой веры, всякого убеждения... а общий уровень нравственности понижается с каждым днем...”

2-й ведущий. (Слайд № 15). В 1858 году Тургенев наконец возвратил­ся на родину. Поселился в Спасском, где работал над рома­ном “Дворянское гнездо”, замысел которого возник еще за границей. В этом романе Тургенев подвел итог своим размыш­лениям над духовной драмой “лишних людей”. Через весь ро­ман проходит мысль об обреченности “дворянских гнезд”. “Дворянское гнездо” имело самый большой успех, который когда-либо выпадал на долю Тургенева. Он сам говорил: “Со времени появления этого романа я стал считаться в числе пи­сателей, заслуживающих внимания публики”. Отныне имя Тур­генева становится одним из самых почитаемых имен в русской литературе.

1-й ведущий. Несмотря на огромный успех романа “Дворянское гнездо”, Тургенев понимал, что героями его бу­дущих произведений должны быть люди, не похожие ни на Рудина, ни на Лаврецкого. Писатель видел, что в России по­явились деятели нового типа, энергичные, волевые, с твер­дыми убеждениями. И такого героя он изображает в романе “Накануне”. Главную идею своего произведения писатель сфор­мулировал так: “В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур... для того, что­бы дело продвинулось вперед”. Такой натурой в “Накануне”, по замыслу Тургенева, стал разночинец-демократ Инсаров.

2-й ведущий.(Слайд № 16). В 1860 г. Тургенев снова уехал за границу. С этого времени он почти постоянно живет в Европе, лишь изредка приезжая на родину. Однако связи его с Россией не прекращаются ни на минуту. Это ему было необходимо, дава­ло возможность быть в курсе событий.

В 1861 г. он создает роман “Отцы и дети”, произведение остро полемическое. Являясь идейным противником революци­онной демократии, Тургенев в романе “Отцы и дети” тем не менее не изменил основным принципам своего творчества быть объективным художником. Он сумел подняться над соб­ственными симпатиями и достоверно нарисовал образ демо­кратического деятеля Базарова. В процессе работы Тургенев не­вольно проникся симпатией к своему герою, и эти чувства стремился передать своему читателю.

1-й ведущий. Почти ежегодно весной или летом Турге­нев приезжал в Россию. Каждый его приезд становился собы­тием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступить на литературных вечерах, на дружеских встречах. Квартира, где останавливался писатель, превращалась в место паломничества. К нему приходило огромное количество посе­тителей, жаждавших повидать великого писателя, посоветовать­ся с ним.

Ученик. В последние годы жизни Тургеневым было на­писано много небольших прозаических произведений и среди них “Стихотворения в прозе”, которые справедливо считают­ся заключительным аккордом литературной деятельности пи­сателя. Здесь нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные им на склоне лет. “Стихотворения в прозе” встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы. Недаром “тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благо­родства мужской мысли” назвал их Анненков, выразив общее мнение читающей публики. Тургенев сумел вместить целый мир в зерно небольших размышлений, названных им “послед­ними вздохами старика”. Но эти вздохи донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Чтение стихотворения в прозе “Воробей”

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Прослушивание художественного чтения стих. в прозе «Собака» (слайд №17-18)

Слово учителя. И.С.Тургенев был истинно русским писателем, глубоко переживающим за судьбу своей Родины. В своих произведениях он смело и правдиво высказывал свои искренние взгляды и убеждения. Тургенев не приукрашивал российскую действительность и не скрывал ее насущных проблем. За слишком резкие высказывания он подвергся наказанию в виде ссылки, а впоследствии был вынужден уехать за границу. Но и вдали от Родины он постоянно обращался к ней в своем творчестве, разделял ее боль и отчаяние. Ярким примером патриотизма Тургенева является стихотворение в прозе «Русский язык» (1882 г.).

 

Ученик. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

2-й ведущий. Последний раз Тургенев побывал на ро­дине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться. Одна­ко эта мечта не осущесвилась.

1-й ведущий.(Слайд № 19). В начале 1882 года Тургенев тяжело за­болел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мыс­ли были о родине, о России. О ней, о ее будущем, о славе русской литературы думал он, прикованный к постели.

2-й ведущий. Умер Тургенев 3 сентября 1883 г. во Франции. Рядом с ним находилась П.Виардо и члены ее се­мьи. Незадолго до смерти он высказал пожелание быть похо­роненным в Петербурге на Волковом кладбище.

1-й ведущий. (Слайды 20-24) Последняя воля писателя была исполнена.

2-й ведущий. М.Е.Салтыков-Щедрин писал: “Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он про­буждал “добрые чувства”, то то же самое и с такою же спра­ведливостью мог сказать о себе и Тургенев”.

 

Ученица.

 Закрыта книга…Белые страницы,

 Сомкнувшись накрепко, не шелестят,

 Но мысли, как встревоженные птицы,

 Куда-то вдаль без устали летят.

 Свое волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встает передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,

Боль отреченья и любви слова.

Здесь в каждой строчке есть свое значенье.

Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,

Мир переменчив каждый день и час,

Но вечные вопросы долга, чести,

Любви, добра всегда тревожат нас

И я страницу открываю снова,

Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.

И в светлый мир тургеневского слова

Погружена опять душа моя …

 

Осенний вечер

Осенний вечер... Небо ясно,

А роща вся обнажена —

Ищу глазами я напрасно:

Нигде забытого листа

Нет — по песку аллей широких

Все улеглись — и тихо спят,

Как в сердце грустном дней далеких

Безмолвно спит печальный ряд.

 

Осенний вечер

Осенний вечер... Небо ясно,

А роща вся обнажена —

Ищу глазами я напрасно:

Нигде забытого листа

Нет — по песку аллей широких

Все улеглись — и тихо спят,

Как в сердце грустном дней далеких

Безмолвно спит печальный ряд.

 

Как грустный взгляд, люблю я осень.

     В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

На небо белое гляжу

     Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

     Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся… холодный,

     Спокойный блеск разлит по ней…

     И грусти тихой и свободной

     Я предаюсь душою всей…

     Чего не вспомню я? Какие

     Меня мечты не посетят?

     А сосны гнутся, как живые,

     И так задумчиво шумят…

     И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

     И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.