Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»

Государственное учреждение образования
"Обчинская базовая школа Любанского района"

РУС БЕЛ EN
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Апрель, 2024>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Горячие новости

16.04.2024
Молодёжная ярмарка вакансий

подробнее...

08.04.2024
Республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»

подробнее...

21.03.2024
Мероприятия ГУО "Обчинская базовая школа Любанского района" в рамках Недели финансовой грамотности

подробнее...

15.03.2024
Единый урок посвященный Дню Конституции Республики Беларусь "Основной закон страны"

подробнее...

13.03.2024
Школьный этап конкурсных работ исследовательского характера

подробнее...

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Тема урока: Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека».

Героизм, глубинная доброта Андрея Соколова.

Разработала учитель русского языка и литературы Кисель Ирина Ивановна

Цель урока: сопоставление судьбы главного героя с судьбой всего советского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Задачи урока:

1.Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; подвести учащихся в процессе работы к мысли об огромной роли рядового солдата в годы Великой Отечественной войны на примере судьбы Андрея Соколова.

2.Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.

3.Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

4.Способствовать воспитанию патриотических чувств, гражданской позиции, взаимоуважения, взаимопонимания, умения отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. Выставка книг о войне;
  2. Музыкальное сопровождение – «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова);
  3. Компьютер, презентация, диск с записью кинофильма «Судьба человека» (Мосфильм, режиссер-постановщик С. Бондарчук)
  4. Эпиграф к уроку:

                                                  Гвозди бы делать из этих людей,

                                                   Крепче бы не было в мире гвоздей.

                                                                                       Н. Тихонов

                             Ход урока

1.Вступительное слово учителя (музыкальное сопровождение: песня «Священная война») (слайд 2)

Война! Какое короткое и страшное слово. Сразу видишь горящие дома и плачущих детей, слышишь рёв танков, вой сирен и свист пуль; чувствуешь запах крови и пота, чувствуешь, как бьется сердце солдата, ушедшего сражаться за каждую травинку в поле, за липовый цвет, за поцелуй любимой девушки.

Мы с вами живем в счастливое время. О войне знаем из кинофильмов, рассказов ветеранов, книг. Но все же Великая Отечественная война вошла в душу каждого.

Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Сегодня мы будем говорить о судьбе человека, прошедшего все ужасы войны. Судьба избрала для Андрея Соколова самый горчайший вид испытаний – фашистский плен. Мы поговорим о судьбе человека, «русского человека, человека несгибаемой воли…», поговорим о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»."Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета. Б. Васильев сказал: «Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить». И рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - это рассказ о человеческой судьбе, полной горчайшего драматизма.

2. Опережающее задание. Слово ученика о творческой истории рассказа «Судьба человека».

В Новогодние дни – 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года – в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека». В основе рассказа реальный факт.

- В каком году рассказчик встречается со своими героями?(В первую послевоенную весну.)

В 1946 году Шолохов повстречал одного шофера-фронтовика с маленьким мальчиком. Шофер поведал писателю печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого захватил Шолохова.

К идее написать рассказ писатель вернулся через 10 лет. «Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы…».

Не отрываясь от письменного стола, Шолохов работал 7 дней. На 8-й день вышел из-под пера рассказ «Судьба человека».

Небольшое по объему произведение отличается смысловой емкостью: оно отразило пласт нашей жизни, стремление автора раскрыть трагедию нашего народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека, искалеченные судьбы. М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком. (слайд 3)

Учитель. Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор. (слайд 4)
3. Беседа с элементами анализа текста.

- О чем это произведение?

- В каких строчках рассказа отражена основная мысль текста?

(Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет из впереди? И хотелось бы думать, этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет Родина.)

- Давайте проследим за повествованием и попробуем ответить на вопрос: что же может скрываться за словами «… хотелось бы думать…» - пожелание, уверенность, предположение автора?

- Что тревожит Андрея, не дает ему спать, хотя война закончилась? (…Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила! Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…)
В чем своеобразие композиции рассказа? (слайд 5)

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

- На какие микроновеллы можно разделить весь рассказ? (запись в литературные тетради)

(10 своеобразных микроновелл:

  1. Довоенная жизнь.
  2. Прощание с семьей.
  3. Пленение
  4. В церкви
  5. Неудачный побег.
  6. Поединок с Мюллером.
  7. Освобождение.
  8. Гибель семьи.
  9. Смерть сына.

10.Встреча с Ванюшкой.

- Как вы считаете, какие из частей самые главные для героя?

- Почему вы так считаете?

4.Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь». (слайды 6-7)

- Какие черты характера проявил Андрей Соколов в мирной жизни?

(Андрей , помыкавшись по свету, осел в Воронеже, нашел девушку по душе. Радуется малому, но это самое ценное, дом, лад в семье. Здоровье детей, уважение друг к другу. В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Судьба страны и судьба человека неразрывны. Герой пройдет через многие испытания и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.

5. Комментированное чтение эпизода с условным названием «Прощание». (слайд 8)

(- Обращаю ваше внимание на сцену прощания. Прочитаем ее. )

- Каким чувством полны воспоминания Андрея? ( горечи, утраты)

- Как описан голос?

- Найдите сравнения в описании действий Ирины?

Слово учителя. И ушла мирная жизнь. И может не жену оттолкнул от себя герой, а ее пророческие слова, не желая верить в них, надеясь на скорое возвращение. Не просто сложилась военная судьба Андрея. Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли, а в плен взяли. И здесь проявил характер Соколов «Видишь, какое дело, браток, еще с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».

6. Мини-проектное задание учащихся по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Военнопленные».

1–ый ученик. К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата...”

2-ой ученик. В литературе, исторических документах есть подтверждение бесчеловечности и злодеяний в концлагерях. Как пример я зачитаю письмо Зинаиды Лишаковой к гражданину ФРГ Ральфу Менгеле – сыну освенцимского палача. Его отец Йозеф Менгеле ставил медицинские опыты на живых людях.

«Господин Менгеле, только что вы выступили в печати с рассказом о послевоенной жизни вашего отца Йозефа Менгеле. Вы опечалены тем, что долгие годы он жил в «плохих» условиях. Я не уверена в правдивости ваших слов, так же, как не уверена в том, что ваш отец умер. Но я хотела бы рассказать вам всего одну историю из почти 400 тысяч, к которым причастен ваш отец. Я делаю это не для того, чтобы обвинить вас: вы – юрист и лучше меня знаете, что дети не несут ответственности за поступки своих родителей. И все-таки послушайте. Вы родились в 1944 году. За год до этого я – Зинаида Лишакова – попала в концлагерь Освенцим. Нас построили. Появился человек на вид чуть старше 30 лет, в строгом черном костюме. Он молча указывал пальцем на узников, и в списки заносили их лагерный номер. Вечером этих людей уже не было в живых. Увидев меня, ваш отец на мгновение задержался и сказал: «По-моему, эта мышка довольно сильная».Так я попала в барак № 25.
Нас положили на нары, облитые какой-то вонючей жидкостью. Не помните, отец не рассказывал вам, что это была за жидкость? К утру на коже у нас открылись раны. Мышечная ткань стала распадаться. Боль была невыносимой. Потом тех, кто еще мог передвигаться, заставили перейти в правую часть барака, где стояла ванна с раствором молочного цвета. Ваш отец появился как привидение: в скафандре, глаза спрятаны за очками. Нас бросили в эту ванну и… многие начали умолять, чтобы их отправили в печь. Другие от боли потеряли рассудок. После шестой «ванны» у меня затянулись раны на теле. Я стала одной из любимых пациенток вашего отца. Он очень гордился достигнутым результатом и часто демонстрировал мое тело перед разными комиссиями. Кожа у меня стала мертвой, безобразного серого цвета…
О, я хорошо помню вашего отца. Я хотела бы забыть его, но, увы, никогда не смогу сделать этого. Шатен, выше среднего роста, спортивная фигура, стремительная походка, такие же быстрые светло-карие глаза. Он все делал очень быстро. Не дожидаясь смерти своих «подопечных», он живьем анатомировал их, стараясь как можно скорее определить причину постигшей его неудачи. Боже, как кричали эти люди! Я видела палаты с горбунами и близнецами, над которыми ваш отец производил чудовищные опыты…
Мне удалось выжить. Я вернулась домой. И дома недосчиталась 28 человек из моей большой родни. Их унесла война. Мама, увидев мое тело, упала, как подкошенная. Ее парализовало. 21 год пролежала она без движения, каждый день проклиная вашего отца. Перед смертью она сказала: «Бога нет, раз этот человек все еще жив и не предстал перед судом».
Да, я живу. Но у меня нет семьи, нет детей, и кожа моя осталась той же, какой сделал ее палач Освенцима Йозеф Менгеле.
Если вы прочтете это письмо, то вспомните: рассказанная выше история – лишь одна из 400 тысяч историй о загубленных и искалеченных жизнях, ответственность за которые несет ваш отец. Несет и всегда будет нести».

Учитель. Писатель М. Шолохов поведал нам о нелегкой жизни рядового русского человека. Он - обыкновенный солдат-труженик, каких в Советской армии насчитывалось миллионы. В годы нашествия фашистов многие люди пережили ужасы концлагерей, потеряли самых дорогих и близких людей. Концлагерь – это кошмар для любого человека, пережившего его. Многострадальная белорусская земля…Малый Тростенец, Брестское гетто, Минское гетто, Красный Берег, Озаричи.

3-ий ученик. На территории Беларуси гитлеровцы создали более 260 лагерей смерти. Крупнейшие из них находились в Минске и его окрестностях: на ул.Широкой (уничтожено 20 тыс. человек), в районе Немиги (около 80 тыс.), лагерь смерти Малый Тростенец (более 200 тыс.), у деревни Масюковщина (80 тыс.). В лагерях смерти Борисова уничтожено более 33 тыс. человек, в Колдычево Барановичского района - 22 тыс. человек, вблизи станции Лесная Барановичского района - более 88 тыс., в районе Полоцка - около 150 тыс., в Витебске - также около 150 тыс. человек, в Гомеле - около 100 тыс., в Пинске - около 60 тыс., в Могилеве - более 70 тыс. человек. Крупные лагеря находились в Молодечно, Бресте, Волковыске, возле железнодорожной станции Бронная Гора Березовского района, в Бобруйске и др.

Учитель. В плену многие не выдерживали: ломались, сдавались, но большая часть пленных боролась и продолжала жить. Примером этому служит наш герой- Андрей Соколов. По дороге в лагерь на ночь пленных загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

7. Анализ эпизода в церкви (демонстрируются слайды 9-10)

         - Кого можно выделить как главных героев этого эпизода?

- Как ведут себя герои в церкви?

- Какая позиция ближе всего Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.

8. Работа с литературными тетрадями.

Герой

                               Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели               четырех человек    

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое  

Взводный

Безропотно ожидает своей участи      

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

- Как повел себя сам Соколов?

- Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

- Что он сам переживает при этом?

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Физкультминутка.

- Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена? (слайды 11, 12,13)

(Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!

         Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать.

         Куда меня только не гоняли за два года плена!.. Природа везде там… разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково.

         Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да и убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев.)

9. Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером. (слайд 14)

- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Весь советский народ, в том числе и белорусский, стал непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе).
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (слайд 15)

(Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность Отечеству - эти качества издавна присущи были солдату.)

Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.) (Слайд 17)

Учитель. Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

(“Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

- Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

- Народная мудрость гласит: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

- «Словно присыпанные пеплом» - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять   состояние героя.

Учитель. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

  1. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Анализ эпизода «Встреча Соколова с Ванюшкой».

Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв   в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (слайд 18)

А что такое судьба? (слайд 19)

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?    

Учитель. Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.        (слайд 20)

  1. Обобщение

         Итак, вернемся к вопросу, который был задан в начале урока и написан у нас на доске: о чем же это произведение? Только ли о судьбе солдата и мальчика? (Это повествование о том, какой страшной трагедией является война, как она ломает и калечит души людей. Это рассказ о судьбе всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.) (Слайд 21)

         Значит, прав Тихонов, сказавший… (зачитывается эпиграф);

                                                       Гвозди бы делать из этих людей,

                                                   Крепче бы не было в мире гвоздей.

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие.

У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца.

           Значительный вклад в победу над фашистской Германией внесла и наша республика. Более 1,3 млн жителей Беларуси сражалось с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество, проявленные в годы войны, около 400 тыс. воинов-белорусов и уроженцев Беларуси были награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза, 446 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, 67 человек стали полными кавалерами ордена Славы. Более 140 тыс. партизан и подпольщиков Беларуси были награждены орденами и медалями Советского Союза, а 88 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни тысяч уроженцев Беларуси работали в советском тылу: в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, других регионах СССР.

Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди. Пусть будет только мир.                                                                            

  1. Рефлексия

         Продолжите фразу: «Я ухожу с урока с мыслью о том, что …».

  1.  Домашнее задание: мини- сочинение: «Солдатами не рождаются»; «Что для меня День Победы»; «Мои мысли после прочтения рассказа «Судьба человека»».